Когда-то в 2014-м Марк Цукерберг купил стартап Oculus VR аж за $2 млрд. Эту покупку рынок не понял, но сейчас, спустя 7 лет, становится понятно, что идея с метаверс — онлайн-миром, в котором люди могут играть, работать и общаться в виртуальной среде с помощью устройств виртуальной и дополненной реальности, занимала ум основателя Facebook не зря. Новое название холдинга Цукерберга отражает эту идею, подчеркивая, что эта экосистема Bigtech выходит за пределы социальной сети. Что из этого важно для стартапов и венчурных инвесторов? Будет ли метаверс (метавселенная) новым интернетом? Будет. Вопрос – когда именно. Люди, инвестировавшие в 3D-печать 30 лет назад, потеряли деньги. Массовость пришла туда гораздо позже. Своевременность в венчурных инвестициях – очень важный фактор. Учитывая, какой скачок в изменении потребительского поведения люди совершили со времени начала пандемии, но прежде всего огромные финансовые ресурсы Марка и желание наконец-то делать что-то на своей платформе, а не платформе Apple или Google, мы в INVESTORO уже активно начали смотреть стартапы в этой области. Что конкретно интересно смотреть?
Производители устройств. Различные очки, шлемы виртуальной реальности и прочие устройства будут активно разрабатываться и самим Facebook/Meta, и другими производителями. И это похоже на инвестиции в обычное железо, как если бы в период активного роста мобильного интернета начать инвестировать в стартапы по производству смартфонов. Можно, но есть своя специфика – огромные вложения и конкуренция, а в итоге, без наличия экосистемы, устройства – это просто коммодити. Facebook в 2020-м году отгрузил почти 40% от 5 миллионов VR устройств проданных по миру.
Производители платформ. Конкурировать с Facebook/Meta, у которых не только огромные финансовые ресурсы, но и желание Цукерберга наконец-то не зависеть от платформ Apple и Google? Есть, например, получившая $2,6 млрд инвестиций Magic Leap, являющаяся платформой для VR/AR решений, и это не самый успешный кейс, со своими проблемами. Не говоря уже о планах других Bigtech типа Apple и Snapchat запускать собственные.
Производители приложений и программных решений. Максимум, как всегда в венчуре, и по объему инвестиций и в количестве сделок будет именно здесь. Даже сейчас большинство существующих стартапов в области VR/AR находятся в этой категории. Меньше рисков, меньше объем первоначальных инвестиций. Именно здесь больше моделей нелинейного масштабирования по экспоненте. Игры в производителей устройств и платформ лучше оставить уже большим ребятам. Кстати об играх – максимум продаваемого контента будет пока все еще все-таки в играх, но не только. Другие сектора типа здравоохранения, недвижимости, образования, производства и ритейла – в списке первых. Расходы пользователей на VR/AR контент в 2021-м году планируется в объеме около $4 млрд согласно Statista.